Начинает меняться весь лик общества

Ю . Г . Марков

 

Когда мы размышляем о процессах развития общества , то в центре внимания оказываются не только и не столько научно- технические достижения человечества, сколько вопросы общественного устройства. И, пожалуй, на самом видном месте оказываются такие вещи, как проблемы межчеловеческих отношений и проблемы собственности. Вспомним , революция 1917 года в России была направлена против частной собственности на средства производства и перехода к государственной собственности, занявшей тогда монопольное положение в обществе. Перестройка 1990- х годов вновь вернула Россию к частной собственности. Идея перестройки заключалась не просто в отказе от монопольного положения государственной собственности, а в утверждении господствующего положения частной собственности. Устремленность к повальной приватизации государственных предприятий означала, что революция 1917 года с её огромными жертвами была напрасным делом. Её можно было бы считать исторической ошибкой.

Начавшийся в России процессы деградации затронули не только экономику, но и духовно- нравственную сферу общества, породили преступность, коррупцию, алкоголизм и наркоманию. И, тем не менее, возвращение России в лоно капитализма не вызвало особого беспокойства среди философов, экономистов, политологов. Исследователи преспокойно занялись новыми проблемами. И только те из них, кто интересовался вопросами социально- экономического прогресса , принялись размышлять о конвергенции капитализма и социализма , надеясь привести в гармонию частную и государственную собственность. Те из философов, кто был обеспокоен положением человека в обществе, принялись конструировать такое направление в гуманитарной сфере как философская антропология. Среди политологов и культурологов обнаружилось некоторое беспокойство по поводу национальных проблем, в частности, о судьбе русского народа и его культурно- исторических ценностей.

Между тем, за пределами внимания подавляющего большинства исследователей остались проблемы коллективной (кооперативной) собственности, которая исключает пресловутую конвергенцию частной и государственной собственности, заменяя их общей долевой собственностью . Даже Конституция РФ , ставя на первое место частную , а после неё государственную и муниципальную виды собственности, скрыла кооперативную собственность в словах «иные формы собственности» (статьи 8, 9). А между тем , коллективные формы собственности ныне начинают ломать историю общества . В Западной Европе уже более 150 лет идет молчаливая борьба кооперативных хозяйств с частными фирмами , а во второй половине XX - го века начался процесс слияния кооперативов в кооперативные системы, способные к выживанию и развитию даже в нынешних сложных условиях. C реди научной интеллигенции, включая гуманитариев, ширится представление о приближающимся апокалипсисе, всемирной катастрофе, климатических сдвигах и т. д. Экономисты и философы предпочитают говорить о необходимости модернизации, об экономике знаний, об информационном обществе, но забывают бросить взгляд на реальные процессы, ведущие к реконструкции всего общественного строя под воздействием упорно пробивающих себе дорогу коллективных форм собственности.

В свое время даже в среде преподавателей общественных наук нередко говорили о так называемом шведском «социализме ». Между тем, весь секрет состоял в характерном для Швеции широком размахе кооперативного движения. Собственно говоря, в этом таится секрет превращения аграрной в прошлом страны в высокоразвитую и богатую державу. Производство продовольствия здесь приблизительно на 2/3 осуществляется в рамках производственных кооперативов в сельском хозяйстве. А, например, производство мясомолочных продуктов практически целиком сосредоточено в кооперативных хозяйствах. В 1987 году одни только потребительские кооперативы Швеции насчитывали более 2 млн. членов- пайщиков. Кооперативные формы организации труда охватили не только область хозяйственной деятельности, но также сферу услуг, образовательные, научно- исследовательские и культурные организации. При этом кооперативные общества имеют ярко выраженную тенденцию к объединению в территориальные кооперативные системы и формированию кооперативных союзов, федераций, центров, осуществляющих управление кооперативным движением на уровне страны в целом. В свою очередь кооперативные союзы тоже тяготеют к взаимодействию друг с другом, и даже к объединению. В результате мы оказываемся перед фактом естественноисторического процесса становления нового социально- экономического устройства, духовно- нравственной цивилизации. Речь идет о расширении феномена самоуправляющихся систем , способных к большому числу разнообразных общественных форм деятельности , и в то же время тяготеющих к взаимной поддержке и сотрудничеству. Поразительно, что шведское правительство проявляет заботу о развитии кооперативного движения. Ещё в 1976 году на правительственном уровне была создана специальная комиссия, которая изучала условия функционирования и потребности развития кооперативного движения. Были выработаны многочисленные рекомендации, принятые затем шведским парламентом.

Важный момент заключается в том, что разнообразные формы коллективной собственности в рамках самоуправляемых предприятий исключают принудительный ( наемный) труд, что является совершенно необходимым условием становления духовно- нравственной цивилизации. Коренным образом меняется состояние экологической культуры в обществе, возникает гармония отношений между обществом и природой. Некоторые из указанных особенностей цивилизационных перемен освещены мною в книге «Экология и этика: ориентиры цивилизационных перемен» ( Новосибирск, 2011. - 255 с). В свое время известный русский экономист, историк, общественный деятель и исследователь кооперативного движения М . И . Туган - Барановский писал : «Общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных людей- стать насквозь свободным кооперативом. Таков социальный идеал, который полностью никогда не будет достигнут , но в приближении к которому и заключается весь исторический процесс человечества» .

Размах кооперативного движения в современном мире становится все более широким и более заметным, особенно, в Западной Европе. Даже производственные кооперативы, которые особенно чувствительны к воздействию капиталистического окружения, испытывают заметный рост. Например, производственные кооперативы Англии, которых в 1975 году было всего 19, перевалили за 500 уже в 1982 году. Кооперативный комплекс «Мондрогон» ( Испания), начавший свой путь в 1956 году с 23 членов кооператива , достиг к 1990 году 20 тыс . человек и включает в себя более 100 различных кооперативных организаций. В рамках этого комплекса функционирует даже исследовательский кооператив «Икерлан», сотрудники которого могут с успехом готовить и защищать диссертации . В 1984 году в этом кооперативе трудилось 54 штатных сотрудника , среди которых было 4 профессора. Одна из наиболее важных задач исследований - развитие кооперативного комплекса «Мондрогон» в масштабах всей Страны Басков, где размещается комплекс; исследование особенностей формирования новой социально- экономической системы.

Довольно быстрый рост числа кооперативов происходит в Португалии: за 10 лет (с 1974 по 1984 годы) их число выросло с 950 до 3795. Причем производственные кооперативы составляют 1/3 от

общего числа кооперативов. Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех странах Западной Европы. Любопытная деталь: рост кооперативного движения за редким исключением ослаблен за пределами развитых стран мира, находящихся под влиянием Запада. Становление новой социально-экономической системы не приемлемо для системы развитых стран, строящих Новый мировой порядок, чаще именуемый не столь прозрачным (и даже до некоторой степени обнаученным) термином «глобализация».

Расширение кооперативного движения на Западе позволяет лучше бороться с кризисными явлениями в капиталистической системе, например, бороться с безработицей, сдерживать массовые возмущения общественности, улучшать и укреплять общую обстановку в странах капитала, не затрагивая пока интересы финансовой олигархии. Поскольку со всеми этими новшествами пока целесообразно не только мириться, но даже порой поддерживать на правительственном уровне. Об отмене наемного труда в широких масштабах речь пока не идет, и постольку народное самоуправление позволяет при необходимости «выпускать пар», концентрируя усилия на формировании глобальной либерально-рыночной системы в масштабах всего мира.

И все же есть большие шансы того, что кооперативное движение выйдет из-под контроля и станет средством возникновения принципиально нового социально-экономического устройства общества. Достаточно сказать, что Соединенные Штаты ныне переживают настоящий взрыв нового кооперативного развития. Сегодня в США действует более 47 тыс. кооперативов, объединяющих свыше 120 млн. человек (40% населения). В последние годы ХХ-го века только число членов кредитных кооперативов в США выросло с 60 млн. до 76 млн. человек. Нечто подобное происходит и в других странах. Начинает изменяться весь лик общества. И этот процесс вряд ли удастся поставить под контроль или, тем более, остановить. Будем надеяться, что проснется и Россия, которая, как известно, накануне революции 1917 года лидировала в области кооперативного движения среди прочих стран, подавив его после НЭПа. Ныне ситуация меняется. Как известно, русские медленно запрягают, но быстро ездят.

 

Доктор философских наук, профессор,

академик Петровской Академии наук и искусств Ю.Г.Марков

20.11.2012.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz